Муссоны.
Для климата Японского моря характерны
муссоны.
Муссонами называются устойчивые воздушные
течения сезонного характера, меняющие свое направление от
зимы к лету на противоположное или близкое к
противоположному. Причина образования муссонов заключается
в неодинаковом нагревании и охлаждении суши и моря.
Летом суша нагревается сильнее воды, поэтому над
материком воздух бывает теплее, чем над морем. Теплый
воздух над сушей поднимается кверху, а на смену ему в
нижних слоях атмосферы с моря на сушу притекает
более холодный воздух. В связи с этим летом над
материком образуется область пониженного давления, а над
океаном — область высокого давления. Зимой картина
меняется на обратную и ветер дует с суши на море.
При летнем муссоне бывает большая относительная
влажность, облачность, выпадает много осадков. В
зимний период муссон несет сухую, ясную погоду. Эти
свойства муссонов дали основание знаменитому русскому
климатологу А. И. Воейкову называть муссонами не
только резкие сезонные различия в направлении ветра,
но и смены типов погоды.
Зимой в Северном Китае, в Корее и на советском
Дальнем Востоке вплоть до северных берегов Охотского
моря господствует зимний муссон, дующий с
северо-запада на юго-восток. Летний восточноазиатский муссон
направлен с юго-востока на северо-запад. Этот влажный
ветер несет дожди, поэтому половодье рек бассейна Амура наступает летом, чаще всего в августе, во время
муссонных дождей.
Особенно резко выражен зимний муссон. Зимой над
материком образуется устойчивая область высокого
давления, так называемый Сибирский антициклон, а над
северной частью Тихого океана — глубокая область низко-
направление ветров при зимнем муссоне
го давления (Алеутская депрессия). В это время года
разность давлений над сушей и морем очень велика, что
обусловливает большую силу ветров с суши на море.
Зимний муссон приносит с материка сильно
охлажденный и бедный влагой воздух. В результате на западных
берегах моря устанавливается морозная и безоблачная
погода.
Во Владивостоке преобладают северные ветры и
редко дуют ветры других направлений, в частности южные,
которые бывают не часто, зато резко меняют погоду на
восточных берегах Кореи и в Приморском крае. Ветры
с моря сопровождаются обильными снегопадами. Иногда
за 2—3 дня во Владивостоке выпадает столько снега, что
приостанавливается движение транспорта. Но такие
снегопады случаются не каждый год. Прекратится ветер с
моря и снова на продолжительное время устанавливается
сухая, почти безоблачная погода с сухими колючими
ветрами северного направления.
Воздух, влекомый ветрами зимнего муссона, пройдя
над Японским морем, постепенно насыщается влагой, а
температура его повышается. Поднимаясь над
прибрежными горами Японии, он выделяет влагу, поэтому на
западных берегах островов Хоккайдо и Хонсю зимой
наблюдается большая облачность и сильные снегопады здесь
не редкость.
Обильны зимние снегопады на северо-западных
берегах провинций Хонсю — Аомори, Акита, Ямагата и
Ниигата. В районе порта Ниигата обычная толщина
снегового покрова достигает 3—6 м. Снег засыпает улицы,
нередко приходилось прокладывать туннели в снегу или
пользоваться специальными пристройками на высоте
второго этажа; прекращается работа городского транспорта
и на несколько дней приостанавливается движение
поездов.
Тайфуны.
Тайфуны — специфическая особенность
климата Японского моря, особенно южной его части, нет их
только в северной части.
Тайфун по-китайски означает сильный ветер. В
литературе так называют не всякую бурю, а лишь
тропические ураганы. В отличие от обычных циклонов¹ они
имеют меньший диаметр, то есть по площади, охваченной
сильными ветрами, значительно уступают циклону.
Однако по силе ветров намного превосходят обычные
циклоны умеренных широт. Ветры в тайфунах дуют
также, как и в циклонах, против часовой стрелки.
Зарождаются тайфуны в районе Тихого океана, к
востоку от Филиппинских островов, приблизительно на
10° с. ш. Сначала они направлены с востока на запад, над
Филиппинскими островами они обычно двигаются на
северо-запад, а над юго-восточным Китаем смещаются на
север, отклоняясь все время вправо. Над Кореей и
южной Японией, как правило, имеют северо-восточное
направление. Сначала тайфун перемещается медленно, а
в конце пути скорость его возрастает до 20—25 км/час.
Не следует смешивать скорость движения тайфуна со
скоростью ветров в тайфуне. Если перемещение тайфуна,
или его центра, составляет, как было сказано, 20—
25 км/час, то скорость ветров при тайфуне достигает
150 км/час.
Скорость ветров в тайфуне неодинакова на его левой
и правой периферии. Так как в Японском море тайфуны
двигаются с юго-запада на северо-восток, а ветры при
нем дуют против часовой стрелки, то в левой части
тайфуна направление ветров противоположно направлению
движения самого тайфуна, а в правой части совпадает с
ним. В левой части тайфуна ветры обычно умеренные —
50—70 км/час; в правой части достигают ураганной
силы — 175 км/час. Вот почему корабли, оказавшиеся в
зоне действия тайфуна, стремятся попасть в левую
половину его (если смотреть по его движению), где ветры
слабее.
Под влиянием сильных ветров тайфуна в море
развиваются огромные волны, до 7—10 м высоты, со
скоростью движения почти равной скорости порождающего их
ветра. Возникнув, они бегут по первоначальному
направлению, вскоре выходят из зоны тайфуна, продолжаясь
уже в виде мертвой зыби. По этим волнам моряки
узнают о приближении тайфуна.
Ветры тайфуна и особенно морские валы обладают
огромной разрушительной силой. Морской вал,
набежавший 20 октября 1882 г. на г. Манилу, разрушил половину
города, а тайфун, пронесшийся над южной Японией 21
сентября 1933 г., нагнал в узкие и длинные заливы о.
Кюсю огромные волны, которые смыли многие прибрежные
поселения. Самый значительный шторм при прохождении
тайфуна наблюдался в южной Японии на о. Кюсю в
г. Кагосима 15 августа 1899 г. Скорость ветра здесь
достигала 50 м/сек.
Тайфуны сопровождаются ливнями, вызывающими
наводнения на реках, что еще более усугубляет страшное
стихийное бедствие.
Над территорией Приморского края они не проходят,
лишь левый фланг их в августе–сентябре захватывает
южную часть моря, вызывает вспышку ветров умеренной
силы и обильные осадки над Приморьем.
Температура воздуха над морем и его берегами.
Вследствие большой меридиональной вытянутости
Японского моря климат на севере Татарского пролива,
особенно в зимнее время года, чрезвычайно суров, а на юге, в
районе Корейского пролива, относительно мягок.
Муссонный характер ветров над морем определяет
различия температурных условий западной и восточной
частей моря. Воздух зимнего муссона, охлажденный при
прохождении над заснеженной, замерзшей землей
Восточной Сибири, над Японским морем несколько
нагревается. Вот почему на восточных берегах моря зимой
воздух в два раза теплее, чем на западных, лежащих на той
же широте. Так, во Владивостоке (43°07') средняя
температура января равна минус 15°, а на противоположном
берегу, в Саппоро (43°04') только минус 6°. В Пусане
температура января +2°, а в Осаке +4°. Летом же
разница в температурах на западном и восточном
берегах моря почти исчезает.
Самым холодным месяцем Японского моря и его
берегов обычно бывает январь, но на южных Японских
островах средние температуры января и февраля почти
одинаковы и даже имеются пункты, в которых февраль
холоднее января. Самый теплый месяц — август, причем
температура его значительно выше июльской. Это
объясняется тем, что в июле в разгаре летний муссон,
вызывающий в Японии обильные дожди, а в Приморье густые,
моросящие туманы. В августе летний муссон ослабевает
и устанавливается сухая и безоблачная погода.
Влияние Японского моря на климат побережий
различно зимой и летом. В зимний период море обогревает
берега. Всюду температура воздуха на побережье на
несколько градусов выше, чем в районах, расположенных
в глубине материка или островов. Летом же картина
меняется на обратную: суша прогревается лучше, чем
море, в результате чего среднесуточные температуры
воздуха на суше выше, нежели над морем.
Морские течения также влияют на окружающую
сушу. Зимой теплое течение Куро-Сиво и его ветвь
Цусимское течение усиливают азиатский муссон, вызывают
похолодание на побережье. Летнее потепление
Цусимского течения ухудшает погоду на материковом берегу,
вызывая моросящие дожди и туман; на западных же
берегах Японских островов погода улучшается.
Приморское течение несет холодные воды с севера.
Оно оказывает влияние на температуру воздуха у берегов
Приморья и Кореи, вдоль которых оно проходит: летом
над этими водами образуются туманы, особенно частые
в мае и июне, в глубь побережья они проникают на
небольшое расстояние.
Осадки.
Снеговой покров. Распределение осадков в
течение года в западной и восточной частях Японского
моря также неодинаково.
На востоке моря можно выделить три типа осадков:
1 тип — северный, с простым годовым ходом;
максимум в сентябре (очень редко в октябре или ноябре) и
минимум в феврале (реже в марте или апреле). Этот тип
охватывает западные побережья Сахалина, о. Хоккайдо
и о. Хонсю до г. Акита;
2 тип — центральный, имеет максимум в декабре и
минимум в мае. Охватывает центральную часть
западного побережья о. Хонсю от г. Акита, включая залив
Вакаса;
3 тип — южный, имеет максимум в июне и минимум
в январе. Наблюдается на западном побережье о. Кюсю.
В западной части моря характер годового хода
осадков более прост, чем в восточной его части: максимум
осадков бывает при летнем муссоне — на севере моря в
августе, а на юге, в районе порта Пусан, в июле;
минимум — при зимнем муссоне в январе, реже в феврале или
в декабре.
Больше всего осадков выпадает в Японском море на
участке от о. Садо до п-ва Ното (средняя часть
западного Хонсю), здесь обильны осадки в зимнее время года.
За год выпадает около 3 м осадков. Меньше всего их в
северо-западной части моря, в заливе Петра Великого и
у северо-восточного побережья Кореи.
|