В доисторические времена на западных берегах
Японского моря проживали племена монгольской расы, а
Японские острова были заселены племенами айну, которых
относят к представителям одной из древнейших рас
восточной Азии.
Тогда же происходило заселение Японских островов
предками японцев — малайским (или полинезийским)
племенем ямато, проникшим на север через цепь островов
Рюкю, и племенами монгольской расы, пришедшими с
запада.
В жестокой борьбе вытесняли пришельцы коренных
жителей островов — айнов все далее на север, на о.
Хоккайдо, а затем на Сахалин и Курильские острова.
Впервые о Японии и Японском море упоминается в
китайских источниках, относящихся ко II в. до н. э.
В Европе о Японии услышали значительно позже, в конце
XIII или начале XIV в. Эти сведения исходили от
арабских путешественников и купцов, посещавших страны
Восточной Азии, и отмечались в трудах средневековых
арабских писателей. Подобные известия могли проникнуть на
запад также через монгольских завоевателей во время их
нашествия на Европу.
Подробнее о Японии на западе узнали от знаменитого
итальянского путешественника Марко Поло, который в
1275—1292 гг. находился на службе у китайского
богдыхана Хубилая, организовавшего в 1281 г. морскую
военную экспедицию в Японию. Этот поход не достиг цели.
Буря разбила большую часть китайско-монгольского и
корейского флота, а высадившийся десант в количестве
30 тыс. воинов был уничтожен японцами.
Впервые европейцы, а именно португальцы,
посетили Японию и южную часть Японского моря между 1539 и
1545 гг.
С этого времени начинается непосредственное
знакомство с южной Японией португальских купцов и служивших
у них лоцманами голландцев и англичан. Однако
дальнейшее изучение было приостановлено: в 1624 г. в
Японии был издан закон, запрещавший под страхом
смертной казни японским подданным покидать страну, а
иностранцам приближаться к берегам Японии.
Европейцы же пытались заходить в Японию и после
запрещения. Так, в 1639 г. голландская экспедиция Кваста
и Тасмана в поисках легендарных земель к востоку от
Японии приблизилась к тихоокеанским берегам Хонсю, а
голландец Де Фриз в 1643 г. подошел к восточному берегу
Хоккайдо, где его корабль посетили айны. Де-Фриз
открыл южные Курильские острова, был у мыса Терпения
на Сахалине и в проливе Лаперуза со стороны Охотского
моря.
В России первые сведения о Японии и Японском море
стали появляться во второй половине XVII в., после
знаменитого путешествия Василия Пояркова в 1644—1645 гг.
по Амуру до его устья. Кое-какие сведения о Японии в
России узнали из западноевропейских источников.
На основании этих данных в России сложились более
или менее определенные представления о Японии,
которые нуждались в уточнении. С этой целью русскому послу
в Китай Николаю Спафарию в 1675 г. был дан наказ:
помимо официальной миссии, установить торговые сношения
с Китаем и разграничить земли по Амуру, проверить на
месте имеющиеся в России сведения о Японии. В
дополнении к наказу, между прочим, говорилось:
«За Китайским государством на востоке во окияне
море, от китайских рубежей верст в семьсот лежит остров
зело велик, имянем Иапония».
По возвращении в Москву Спафарий в книге,
посвященной описанию Китая, пишет о Японии так: «Великой
и славной остров Японской, как пишут китайские
земнописатели и чертежи, начинается против устья Амура реки
и простирается далеко против Китайского государства и
для того иногда из Китайского государства в двои суток
плавают в Японский остров».
Большой материал о Курильских островах и Японии
поступил в Россию и от В. Атласова, открывшего в 1697 г.
Камчатку. Местные жители ее, камчадалы, могли узнать
о Японии либо от заброшенных на Камчатку штормами
японских рыбаков и купцов, либо от курильских айнов.
На русских картах Япония впервые нанесена в 1701 г.,
в Сибирском Атласе С. У. Ремезова («Чертеж земли
Нерчинском города»), где указаны города на месте нынешних
Акиты, Симоносеки, Нагасаки. Сведения о
местоположении японских островов и проливов, их разделяющих, были
получены опросным путем. Тем не менее они отличались
достоверностью. Большой вклад в изучение физической
географии Японии и Японского моря внесли
многочисленные морские экспедиции различных стран. Среди них
выделяется французская экспедиция Лаперуза.
Лаперуз, совершивший кругосветное путешествие,
прошел в 1787 г. в Японское море через Корейский пролив.
Далее, не приближаясь к берегам, проследовал на север,
вошел в Татарский пролив и достиг узкости, называемой
теперь проливом Невельского; здесь он встретил мели.
Идти дальше Лаперуз не решился. Таким образом, вопрос,
соединяется ли Сахалин с материком перешейком, т. е.
является ли он островом или полуостровом, остался
открытым. Затем Лаперуз повернул обратно и вышел в
Охотское море проливом, названным впоследствии его именем.
Лаперузом на большом протяжении был описан
западный берег Сахалина, в Татарском проливе открыт залив
Де-Кастри и несколько других небольших заливов и
приметных мысов. Многим мысам Лаперуз присвоил
французские наименования, сохранившиеся до сих пор: мысы
Жонкиер, Клостер-Камп и ряд других.
Стоя на якоре в заливе Терней на расстоянии 1,5 мили
от берега, Лаперуз наблюдал южное течение. Оно не
меняло своего направления при приливе и отливе и
достигало скорости 1 узла. Это, без сомнения, одно из первых
упоминаний о Приморском течении.
Другим западноевропейским мореплавателем,
посетившим Японское море, был англичанин Броутон. В 1796 г.
он проследовал вдоль берегов Японии до южных
Курильских островов и открыл Сангарский пролив. В следующем
году он прошел Татарским проливом несколько дальше,
чем Лаперуз (51°45' с. ш.), но также повернул обратно,
опасаясь мелей.
Возвращался Броутон вдоль западного берега
Японского моря, по пути он заходил в некоторые корейские
заливы и бухты. В нескольких местах он наблюдал
течение, идущее на юг или на юго-восток со скоростью в 1 узел.
Это также одно из первых упоминаний о Приморском
течении. Впоследствии русская эскадра адмирала Путятина
выяснила неточность описи восточного берега Кореи,
сделанной Броутоном. Его карты расходились с
действительностью, а многие бухты не были показаны вовсе (в
частности Лазарева, Унковского, Гашкевича).
В 1803 г., совершая первое русское кругосветное
плавание, знаменитый русский мореплаватель И. Ф.
Крузенштерн посетил Японское море. Русское правительство
поручило Крузенштерну описать северо-восточную часть
Сахалина, лиман и устье Амура, а также определить,
является ли Сахалин островом или полуостровом,
соединенным с материком перешейком. Но из-за недостаточной
настойчивости Крузенштерна вопрос о доступности Амура
с моря остался неразрешенным. В 1805 г. Крузенштерн
описал восточные берега Сахалина, обогнул его с севера
и спустился к устью Амура, где встретил мели, а также
сильное течение с юга, несущее пресную воду. Отсюда он
сделал ошибочное заключение, что Сахалин соединяется
перешейком с материком к югу от устья Амура. Он писал:
«Испытания, учиненные нами, не оставляют теперь ни
малейшего сомнения, что Сахалин есть полуостров,
соединяющийся с Татарией перешейком... вход же в Амур по
мелководности его лимана не доступен для больших
кораблей».
Все же вопрос о судоходности устья Амура продолжал
интересовать Россию. Эта задача была блестяще решена
в 1849 г. Г. И. Невельским. Выполняя коммерческий рейс
из Петербурга в Петропавловск-на-Камчатке на
транспорте «Байкал», он обстоятельно описал Амурский лиман.
Невельской доказал судоходность как северного, так
и южного входа в лиман для больших кораблей.
Таким образом была внесена ясность в вопрос о северной
границе Японского моря.
Участник экспедиции Невельского лейтенант Н. К.
Бошняк в 1853 г. основал в заливе Де-Кастри военный пост.
В том же году им был открыт залив Хаджи, названный
позже Императорской Гаванью (теперь Советская
Гавань).
В следующем году через Корейский залив в Японское
море вошла эскадра адмирала Е. В. Путятина. На
переходе в Татарский пролив офицерами фрегата «Паллада»
была произведена подробная опись восточного берега
Кореи и юго-западной части залива, названного
впоследствии заливом Петра Великого¹. Многие географические
пункты Японского моря были названы именами офицеров
кораблей эскадры: острова Римского-Корсакова и Фуругельма, залив Посьет, мысы Назимов, Гамова, бухты
Лазарева, Гашкевича и Унковского.
После плаваний Невельского и Путятина русские
военные и торговые корабли один за другим стали посещать
воды северо-западной части Японского моря. Корветы
«Новик» и «Воевода», клиперы «Стрелок» и «Гайдамак»,
транспорт «Японец» заходят в залив Петра Великого и
производят морскую опись и промер залива.
20 июня (старого стиля) 1860 г. в бухту Золотой Рог
вошел военный транспорт «Манчжур», которым
командовал капитан-лейтенант Шефнер. С транспорта было
высажено 40 солдат во главе с прапорщиком
Комаровым и создан военный пост. Так был заложен город
Владивосток.
После основания военных постов в заливах Петра
Великого, Ольги и Владимира побережье Уссурийского края
(ныне Приморского) стало более быстро осваиваться.
В 1871 г. во Владивосток из Николаевска-на-Амуре была
переведена главная база Сибирской военной флотилии, а
в 1880 г. во Владивостоке учреждено специальное
гидрографическое ведомство — Отдельная съемка Восточного
океана, преобразованная в 1897 г. в Гидрографическую
экспедицию Восточного океана. Это ведомство должно
было всесторонне изучать гидрографию нашего
дальневосточного побережья.
Помимо промера и морской описи побережья и
других гидрографических работ, Гидрографическая
экспедиция Восточного океана, руководимая сначала М. Е.
ко, а затем Б. В. Давыдовым, создала сеть опорных
пунктов по изучению приливо-отливных колебаний уровня и
произвела некоторые океанографические исследования в
прибрежной зоне и в открытом море.
Большой вклад в изучение гидрологии
дальневосточных морей сделал русский академик Л. И. Шренк. Он
систематизировал все известные сведения о физической
географии Японского моря в своих работах: «Очерк
физической географии Северо-Японского моря» и «О течениях
Охотского, Японского и смежных с ним морей».
Обширные океанографические работы в Тихом океане
и дальневосточных морях начались в 1888 г. со времени
плавания С. О. Макарова на корвете «Витязь». Макаров
впервые провел тщательные глубоководные наблюдения
в проливе Лаперуза; этими данными океанографы
пользуются до настоящего времени. Не менее интересны его
исследования режима лимана Амура и Корейского
пролива. С. О. Макаров на основании научных
экспедиционных материалов написал капитальный труд «Витязь» и
Тихий океан...», изданный в 1894 г. Эта книга
представляет первую полную сводку о гидрологии Тихого океана
и дальневосточных морей. Она была переведена на
многие языки и удостоена премии Академии наук и золотой
медали Русского географического общества.
С установлением советской власти начинается новый
период в исследовании дальневосточных морей. Через два
месяца после изгнания белогвардейских банд и
интервентов из Владивостока последовало решение правительства
об организации Морских Сил Дальнего Востока и в их
составе Гидрографической службы — Управления по
обеспечению безопасности кораблевождения на Дальнем
Востоке.
1925 г. стал поворотным в истории отечественных
океанографических исследований на Тихом океане и в
Японском море в частности. В этом году во Владивостоке была
создана Тихоокеанская научно-промысловая станция
(ТОНС), впоследствии реорганизованная в Тихоокеанский
институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО).
Это была первая научно-исследовательская организация
на советском Дальнем Востоке, в обязанность которой
входило развитие биологических и гидрологических
исследований на дальневосточных морях. Организатором станции
и первым ее директором в течение двух лет был известный
советский океанограф К. М. Дерюгин.
Гидрографы попутно с основной работой проводят в
Японском море глубоководные исследования. Так, во
время рейсов сторожевых кораблей «Боровский» и
«Красный Вымпел» в 1926 г. были выполнены продольные и
поперечные гидрологические разрезы в северной части
Японского моря. При этом исследовалась вся толща вод от
поверхности до дна (до 3500 м).
В 1928 г. во Владивостоке на базе небольшой
метеорологической обсерватории, существовавшей еще в
дореволюционные годы, был создан Дальневосточный
геофизический институт (Дальгеофизин). В его задачу входило
изучение гидрометеорологического режима
дальневосточных морей. Такие организации, как Гидрографический
отдел Тихоокеанского флота, ТИНРО, Управление
портовых изысканий Тихого океана (УПИТО) и
Дальгеофизин, проводили систематические океанографические
исследования.
Исследовательская работа усилилась с получением
ТИНРО парусно-моторной шхуны «Россинанте». Эта
шхуна была оборудована глубоководными лебедками,
лабораториями и по тому времени считалась лучшим
научно-исследовательским судном Советского Союза.
В 1931 г. «Россинанте» сделала около 10 разрезов,
перпендикулярных к берегу от мыса Поворотного до
залива Де-Кастри. По объему работ и охвату акватории
моря эта экспедиция относится к числу первых крупных
советских экспедиций на Дальнем Востоке.
Во время Второго Международного полярного года в
1932 г. гидрологическими и гидробиологическими
работами Тихоокеанской экспедиции руководил К. М.
Дерюгин, а промысловыми — П. Ю. Шмидт. Япономорская
партия экспедиции, возглавляемая Н. И. Тарасовым,
работала на «Россинанте», кроме того, исследования в
Японском море проводились на траулере «Аскольд». С этого
времени океанографические работы в Японском море
проводились каждый год.
В 1935 г. Дальневосточный геофизический институт
был преобразован в Управление гидрометеорологической
службы восточных морей. На «Россинанте»² Управление
гидрометслужбы собрало обширный океанографический
материал в заливе Петра Великого и в открытом море.
Особенно следует отметить серию съемок, проделанных
в 1936 г. на «Россинанте» под руководством Н. А.
Белинского. Всего в течение года было сделано пять съемок,
начиная с ранней весны и кончая поздней осенью.
Океанографическое изучение Японского моря с
гидрографических, рыболовных и специальных кораблей
продолжалось в широких масштабах до 1941 г.
Во время Отечественной войны изучение моря было
эпизодическим. После войны, особенно с приходом
специального экспедиционного судна Института океанологии
Академии наук СССР «Витязь», научно-исследовательские
работы на дальневосточных морях достигли огромного
размаха. В 1951 г. во Владивостоке образовался
Дальневосточный гидрометеорологический институт, который
вместе с Государственным океанографическим институтом
(Москва) провел большие работы в Японском море.
Для послевоенных океанографических работ на морях
Дальнего Востока характерны широкая кооперация и
сотрудничество научно-исследовательских институтов и
ведомств, заинтересованных в изучении моря. Ряд
экспедиций был организован объединенными усилиями
тута океанологии АН СССР, Гидрографического
управления ВМС, Управления гидрометслужбы и Министерства
рыбной промышленности. Среди них по масштабу
выделяется весенняя экспедиция 1954 г., которая провела три
съемки Японского моря, повторяющиеся через короткий
промежуток времени (через 10 дней).
|