Японское море имеет исключительно важное
транспортное значение для нашей страны. На его берегах
заканчивается великая транссибирская
железнодорожная магистраль и берут начало морские пути на
советский Дальний Восток, в Арктику, страны Восточной Азии,
Северной и Южной Америки и другие части света.
Японское море по условиям навигации выгодно
отличается от Охотского и Берингова морей. Прежде
всего оно наименее ледовито и имеет несколько
незамерзающих портов: Находку, Невельск, Холмск.
Практически к незамерзающим портам можно отнести и
Владивосток, так как вблизи него море не замерзает, а в
бухте Золотой Рог навигация в зимнее время
поддерживается с помощью портовых ледоколов. Эти
обстоятельства обусловливают огромное транспортное значение
Японского моря. На его берегах находятся крупные
порты, имеющие обширное путевое, складское и
холодильное хозяйство.
Самый крупный порт советского Приморья —
Владивосток (свыше 200 тыс. жителей). Он расположен на
живописных берегах залива Петра Великого, на южном
конце полуострова Муравьева-Амурского. Восточная
часть города занимает берега глубокой и закрытой от
ветров и волнения бухты Золотой Рог — одной из
лучших в мире, а западная часть — берег Уссурийского
залива.
Владивосток — важнейший перевалочный пункт и
оживленная пассажирская транзитная база, откуда сот-
ни тысяч тонн грузов и десятки тысяч пассажиров
направляются в порты Японского, Охотского, Берингова
морей, в Арктику и за границу.
Владивосток — база рыбопромыслового и
китобойного флота. Каждый год весной Владивосток
покидают две советские китобойные флотилии: «Алеут» и 2-я
Дальневосточная, поставляющие стране тысячи тонн
китового жира. На Владивосток базируется и
крупнейшая в мире флотилия плавучих краболовных заводов
во главе со своим лидером — «Всеволодом
Сибирцевым». На ее долю приходится около 1/2 мировой добычи
крабов.
Владивосток крупным промышленным центром стал
в годы советской власти. До революции в нем
насчитывалось 57 предприятий, большей частью мелких.
Наиболее крупными были — судоремонтный завод,
судостроительные мастерские, рисоочистительный завод. Сейчас
в городе насчитывается более 200 промышленных
предприятий, из них многие союзного и республиканского
значения. В нем построен один из самых больших
холодильников в СССР, сильно расширены и механизированы
судоверфи и плавучие доки.
Владивосток — крупнейший культурный центр не
только Приморского края, но и всего советского Даль-
него Востока. В городе имеются Университет,
институты: рыбной промышленности, политехнический, высшее
мореходное училище, техникумы и ремесленные
училища; из научно-исследовательских учреждений — филиал
Академии наук СССР, Тихоокеанский институт
морского рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО),
Дальневосточный научно-исследовательский
гидрометеорологический институт.
Второй по своему экономическому значению порт
Приморья — Находка — город краевого подчинения.
Раскинулся он красивым амфитеатром на берегу залива
Америка. Железной дорогой через Сучан связан с
Владивостоком. Значение Находки как порта возрастает с
каждым годом. В некоторых отношениях Находка имеет
преимущества перед Владивостоком. Уже у входных
мысов в залив Америка расстилается никогда
незамерзающая часть Японского моря. В самом же порту льды
значительно слабее, чем во Владивостоке. В Находке
развита промышленность, обслуживающая судоходство и
нужды местного населения.
В северной части моря, на берегах Татарского
пролива, разместились три крупных города: Советская
Гавань, Александровск-на-Сахалине и Холмск.
Советская Гавань (город краевого подчинения в
Хабаровском крае) состоит из нескольких обособленных
поселков, расположенных вдоль берегов одноименного
залива. Значение города сильно возросло с постройкой
железной дороги Комсомольск-на-Амуре — бухта
Ванино. В городе развиты деревообрабатывающая и рыбная
промышленность, имеются различные предприятия
местной промышленности.
Александровск-на-Сахалине и Холмск — города
областного подчинения в Сахалинской области, важные
порты и центры рыбной промышленности. Близ
Александровска добывается каменный уголь. В городе
развиты промышленность стройматериалов и пищевая.
Имеется несколько техникумов, ремесленных училищ и
общеобразовательных школ.
В Холмске работает ряд предприятий рыбной
промышленности, созданы леспромхоз, целлюлозно-бумажный
комбинат, пивоваренный завод и другие; открыты
мореходное училище и несколько общеобразовательных школ.
На советском побережье Японского моря за годы
советской власти выросли города: Углегорск, Лесогорск,
Невельск, Горнозаводск и поселки городского типа
(Ильинский, Чехов, Терней, Тетюхе, Ольга) — центры
рыбной и горнодобывающей промышленности.
На берегах Кореи и Японии много крупных городов
с населением более 100 тыс. жителей. Это японские порты:
Отару, Акита, Ниигата и корейские: Вонсан, Хыннам,
Чхончжин (Сейсин) и Ким Чак (Сончжинь).
|