• Главная

  • Самые большие реки мира

  • Волга



  • Волго-Донской канал

  • История строительства Волго-Донского канала

    Сооружать каналы люди начали еще в древности. Египтяне и китайцы строили каналы для доставки или отвода воды с полей, итальянцы и голландцы с их помощью поддерживали уровень воды в городах. Позднее каналами стали соединять реки, моря и океаны, Такие большие стройки всегда изменяли не только географию, но и историю. Россия — страна, огромное пространство которой обуславливает важнейшую роль дорог, в том числе и водных.

    Первую попытку прошить промежуток между Волгой и Доном каналом, направив рост своей империи на восток, предпринял турецкий султан Селим II по прозвищу Пьяница (1524-1574 гг.) в 1569 г Точнее, не столько он, умерший в гареме, утонув пьяным в ванне, сколько его великий визирь (главный министр). Но непреодолимые для того времени технические сложности такого строительства и активность русских войск уже через месяц заставили от нее отказаться.

    Следующую попытку прорыва между реками и одновременно в истории предпринял творец новой, европеизированной России Петр I (1672-1725 гг.), человек с колоссальным темпераментом и энергией. Значение его завершившихся успехом преобразований для дальнейшей судьбы России трудно переоценить. Но сил на дела юга страны даже у него не хватало. Работы по соединению в 1697 г притока Волги Камышинки и притока Дона Иловли закончились бегством от царского гнева руководителя стройки немца Иоанна Бреккеля и неудачей англичанина Перри.

    На бумаге более 30 раз чертили линию канала. Но в реальности она натыкалась то на недостаток средств, то на уже появившиеся в местах прокладки канала частные железные дороги доставалась кабинетными мечтаниями. Для этой идеи многовековой выдержки пришло время в советский период истории России, воодушевившейся тогда идеей создания райской жизни с помощью машин, преобразования природы и человека в погоне за миражом коммунизма. Волго-Донской канал должен был стать (и стал) частью судоходных путей, соединяющих Каспийское, Белое и Балтийское моря с Черным и Азовским, с гидростанциями на реках и сельскохозяйственными угодьями вдоль них.

    В истории, как на транспорте, чем выше скорость развития, тем больше плата за нее. Успехи промышленного развития страны сопровождались массовыми репрессиями, болью и страданиями миллионов людей. В 1930-е гг. успели построить Беломорско-Балтийский канал (1931 — 1933 гг.), канал Москва-Волга (1932- 1937 гг.). Сооружение Волго-Донского канала остановила Великая Отечественная война. Но, немного придя в себя после войны, новая «великая стройка» в 1948-1952 гг. воплотила вековой проект в реальность. В истории России принуждение человека к свершениям давно уже стало дурной нормой жизни. Практика социалистического строительства сопровождалась бесплатным трудом узников советских лагерей, превращенных в государственных рабов.

    За 1948-1953 гг. через стройку канала прошли 236 778 заключенных. Но следует отметить, что если стройки 1930-х гг. не считались с жизнями сотен тысяч людей, то сооружение Волго-Донского канала учитывало необходимость сохранения и рационального использования труда узников, применение современной техники, а не только, как раньше, лопат и тележек.

       31 мая 1952 г в 13 часов 55 минут между 1 и 2-м шлюзами встретились воды Волги и Дона, рукотворная река начала свою жизнь.

    Она не привела к всеобщему счастью, но стала играть заметную роль в экономике страны. А история сооружения канала стала уроком того, что величие страны измеряется не великими стройками, а благосостоянием, безопасностью жизни ее граждан, защитой их прав и свобод.

    Целый мир в твоих руках 63-2010

    Волго-Донской судоходный канал общие сведения:

    Судоходный канал, соединяющий Волгу и Дон на территории Волгоградской области, Россия.

    Вход: Волга.

    Устье: Дон.

    Строительство канала: 1948-1952гг

    Цифры

    Длина канала: 101 км.

    Минимальная глубина: 3,5 метра.

    Общее количество гидротехнических сооружений: 96 (из них 13 шлюзов, 3 насосных станции, 13 плотин и дамб, 7 водоспусков и водосбросов, 22 пристани).

    Любопытные факты

    ■ Панамский канал (длиной 81 км) строили 34 года, Суэцкий канал (длиной 161 км) — 11 лет, а Волго-Донской канал (длиной 101 км) — 4,5 года.

    ■ При строительстве канала извлекли 150 млн. м³ земли, залили 3 млн. м³ бетона, смонтировали 14 тыс. тонн металлоконструкций, использовали 8 тыс. машин и механизмов.

    ■ В 1950 г. группа инженеров получила за разработку проекта строительства Волго-Донского канала Сталинскую премию.

    ■ Если собрать весь бетон и каменные блоки, использованные для сооружения шлюзов и ложа канала, и погрузить их в железнодорожные вагоны, то они составили бы сплошную дорогу длиной примерно 1400 км.

    ■ Если начать движение от Волгограда, то судам нужно сначала подняться на 88 метров по Волжской шлюзовой лестнице, затем спуститься на 44 метра по Донской шлюзовой лестнице. За весь путь придется пройти 13 шлюзов: 9 на волжском склоне и 4 на донском.

    ■ Недалеко от первого шлюза канала, после его открытия, из самородной меди был установлен памятник И.В. Сталину высотой в 40 м. После развенчания культа "отца народов" и его политики памятник снесли. Но постамент пустовал недолго, на нем появился памятник В.И. Ленину.

    Авторы монумента — скульптор E.B. Вучетич и архитектор В.А. Делин.

    Высота постамента — 30 м, памятника — 27 м. Этого ему хватило, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой памятник человеку.