• Главная

  • Самые большие реки мира

  • Волга



  • Строительство Волго-Донского канала

  • Волго-Донской канал на карте

  • Волго-Донской судоходный канал

    Волго-Донской канал должен был не только соединить реки, но и стать одним из путей советской России к светлому будущему коммунизма. Проплывая по каналу, можно увидеть обрывки идеологии прошлой эпохи в виде элементов советской эстетики и реальность сегодняшнего дня.

    Жизнь миллионов советских людей, которые растили детей, любили свою Родину, защищали ее, работали не покладая рук на ее благо, не была бессмысленной. Они ощущали себя первопроходцами в строительстве, как казалось, самого справедливого и передового общества. Постепенно эти светлые чувства бесследно растворились.

    Слишком зыбкой была почва, на которой они произрастали. Советская власть победила всех своих врагов, а потом выродилась сама собой.


    Волго-Донской судоходный канал фото

    Канал питается водами Дона и Цимлянского водохранилища, так как уровень Дона выше уровня Волги.

    Путешествие по Волго-Донскому каналу — это путь не только по воде, но и по истории страны. От Волгограда до Калача-на-Дону он занимает 10-12 часов. Начинается он в Сарептском затоне Волги и идет по долине реки Сарпы вдоль Ергений- ской возвышенности. Первые три шлюза расположены в черте Волгограда. Через семь километров от третьего шлюза начинается «крутой подъем». На участке в девять километров расположены шлюзы, пройдя через которые, суда должны подняться на 50 метров. Этот участок называют «Чапурниковской лестницей». Напор воды в шлюзах составляет 10-13 метров в каждом. Вода на водораздел закачивается тремя насосными станциями: Карповской, Мариновской и Варваровской — и стекает на волжский и донской склоны, а часть ее используется для орошения земель.

    Канал продолжается в долине реки Червленой. Высшая точка водораздела находится за шлюзом № 9. Далее рельеф плавно опускается к Дону, поэтому на донском склоне всего четыре шлюза, хотя длина его значительно больше волжского. Суда проходят через три водохранилища: Карповское, Варваровское, Бере- славское, а это 45 км пути. Заканчивается путь из Волги в Дон у города Калача-на-Дону, расположенного на левом берегу Цимлянского водохранилища.


    Волго-Донской судоходный канал фото

    Речной вокзал в Волгограде.

    Архитектура сооружений вдоль канала является своеобразной иллюстрацией истории ушедшей эпохи. Теперь это своеобразный музей под открытым небом. Входной шлюз судоходного канала со стороны Волги (шлюз № 1) украшает арка высотой 40 метров. Рядом со шлюзом № 10 установлены памятники советским героям Гражданской войны. Башни управления одного из шлюзов в районе Дона украшены конными статуями красноармейцев с шашками наголо...

    Этот мифологический набор монументальной пропаганды остается лишь экзотическим памятником своей эпохе, но потерял исторические и культурные смыслы для современного человека.

    Продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет восемь месяцев. За это время по каналу могут пройти до 5000 судов с максимальной грузоподъемностью до пяти тысяч тонн. Сейчас через канал провозят до 16,5 млн тонн грузов в год, в основном это нефть и нефтепродукты. Есть предложение построить вторую ветку канала, в результате чего его пропускная способность возрастет в два раза и достигнет 30-35 млн тонн. Этот путь планируют использовать для доставки нефтепродуктов из Каспия в Европу.


    Волго-Донской судоходный канал фото

    Шлюзы канала — не просто технические, но еще и архитектурные сооружения.

    Кроме проекта «Волго-Дон 2», есть идея канала «Евразия», который должен соединить Черное море с Каспийским. Но объем перевозимых за год грузов по Волго-Донскому каналу сейчас не превышает половины его пропускной способности. «Волго-Дон — 2» связан с большим экологическим риском: вероятностью загрязнения питьевой воды для городов юга России; катастрофическим нарушением баланса природы, заповедных мест в дельте Волги и Дона; ограничением передвижения на нерест многих видов рыб. История строительства каналов напоминает о необходимости учитывать не только краткосрочные, но и долгосрочные перспективы развития страны.

    Целый мир в твоих руках 63-2010

    Волго-Донской судоходный канал общие сведения:

    Судоходный канал, соединяющий Волгу и Дон на территории Волгоградской области, Россия.

    Вход: Волга.

    Устье: Дон.

    Строительство канала: 1948-1952гг

    Цифры

    Длина канала: 101 км.

    Минимальная глубина: 3,5 метра.

    Общее количество гидротехнических сооружений: 96 (из них 13 шлюзов, 3 насосных станции, 13 плотин и дамб, 7 водоспусков и водосбросов, 22 пристани).

    Климат

    Канал находится в зоне с континентальным климатом с умеренно холодной, малоснежной зимой и очень теплым и солнечным летом.

    Средняя температура июля +24°С. Максимальная зарегистрированная температура составляет +50°С, минимальная -42°С.

    Среднегодовая температура составляет +8,2°С.

    Среднегодовое количестве осадков 550 мм.

    Экономика

    Транспортные перевозки: на Волгу идут потоки донецкого угля и металла, донецкого и северокавказского хлеба, марганцевой руды, фруктов, консервов. Из Волжского и Северо-Западного бассейнов поступают лес, химические продукты, нефть и другие грузы.

    Энергетика: Цимлянская гидростанция.

    Рыболовство.

    Любопытные факты

    ■ Панамский канал (длиной 81 км) строили 34 года, Суэцкий канал (длиной 161 км) — 11 лет, а Волго-Донской канал (длиной 101 км) — 4,5 года.

    ■ При строительстве канала извлекли 150 млн м³ земли, залили 3 млн. м³ бетона, смонтировали 14 тыс. тонн металлоконструкций, использовали 8 тыс. машин и механизмов.

    ■ За 58 лет эксплуатации через канал прошли более 300 млн тонн грузов и более четырех млн пассажиров.

    ■ В 1950 г. группа инженеров получила за разработку проекта строительства Волго-Донского канала Сталинскую премию.

    ■ Если собрать весь бетон и каменные блоки, использованные для сооружения шлюзов и ложа канала, и погрузить их в железнодорожные вагоны, то они составили бы сплошную дорогу длиной примерно 1400 км.

    ■ Если начать движение от Волгограда, то судам нужно сначала подняться на 88 метров по Волжской шлюзовой лестнице, затем спуститься на 44 метра по Донской шлюзовой лестнице. За весь путь придется пройти 13 шлюзов: 9 на волжском склоне и 4 на донском.

    ■ Недалеко от первого шлюза канала, после его открытия, из самородной меди был установлен памятник И.В. Сталину высотой в 40 м. После развенчания культа "отца народов" и его политики памятник снесли. Но постамент пустовал недолго, на нем появился памятник В.И. Ленину.

    Авторы монумента — скульптор E.B. Вучетич и архитектор В.А. Делин.

    Высота постамента — 30 м, памятника — 27 м. Этого ему хватило, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой памятник человеку.