|
Волжская ГЭС имени В. И. ЛенинаСтроительство Волжской ГЭС имени В. И. Ленина, оконченное в 1957 г., было делом всей страны. Отовсюду съезжались на стройку люди, из многих и многих городов шли всевозможные механизмы и материалы. Гидроэлектростанция - часть гидроузла - примыкает к правому берегу реки. Через 38 водосливных пролетов бетонной плотины в каждую секунду может пройти до 30 тыс. м³ воды. На станции работает 20 гидроагрегатов, вырабатывающих в год 11 млрд. кВт. У левого берега расположены два двухкамерных судоходных шлюза, по которым могут проходить суда в двух направлениях. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина была построена за семь лет. Много ли это? Нет, этот срок совсем невелик. Ведь работа, проделанная на Волге, грандиозна. Прежде чем начинается любая крупная и даже не очень крупная стройка, на выбранное место приходят топографы и геологи, географы и гидрологи. (А сколько еще времени требуется для того, чтобы выбрать именно это, самое лучшее место!) Все они имеют общую цель — подробную характеристику района будущей стройки: нужно дать точные карты и планы поверхности и геологического строения местности, определить, крепки ли породы, установить скорость и мощность водного потока, отыскать местные строительные материалы и сделать еще многое и многое... В первые же месяцы густая сеть буровых скважин расположилась и на берегах и в русле реки. И зимой, когда задули леденящие ветры, работа не прекращалась. В русле реки зимой бурили со льда, летом — с плотов. Полученные образцы грунтов тут же отправлялись для детальных исследований в Москву. Для того чтобы начать строить здание ГЭС, нужно было вырыть большой и глубокий котлован, который должен был захватить и часть русла Волги. А для этого необходимо было Волгу от этого места убрать, то есть построить перемычку, отделить часть русла для работ. Работы по отсыпке перемычки начались зимой, как только окреп лед на реке. Во льду прорубили цепочку прорубей от правого берега к середине реки. К ним нескончаемой цепочкой потянулись самосвалы, груженные камнем. Машина за машиной сбрасывали в проруби груз, опускавшийся на дно реки. И постепенно на дне вырастал банкет — гряда высотой в трех-четырехэтажный дом протянулась под водой. Банкет благополучно выдержал бурный весенний разлив. Шел 1951 год. Как только вода спала на месте будущей перемычки, началась забивка металлических шпунтин, из которых образовалась сплошная стена. После этого пришла очередь земснарядов — они «достраивали» перемычку, сначала верховую, потом продольную, параллельную берегу реки, и, наконец, низовую; она замкнула будущий котлован, в котором разместилось здание гидроэлектростанции. Прошел еще год. Как выстоит перемычка во время ледохода и половодья? Волга сужена ею почти на 300 м. Течение убыстрилось, сила реки возросла... Не одну бессонную ночь провели руководители строительства и его рядовые участники, готовясь к натиску могучей реки. Первая битва — с ледоходом. Его ожидали в конце апреля. Перед началом ледохода решено было раздробить ледовый панцирь Волги на мелкие куски. И загремели взрывы... Только около самой перемычки оставили большое ледяное поле — пусть оно поможет, примет па себя идущие льдины. И вот лед пошел... Разбитые, раскрошенные льдины представляли собой грозную силу, когда они, собираясь в валы, с угрожающим скрежетом, грохотом и звоном наползали на перемычку. Выстояла перемычка. Приняла и выдержала первый бой. Но приближался второй — с половодьем. Подъем воды начался в мае. С особой яростью набросились воды на ту часть верховой перемычки, где она соединялась с продольной, в суженной части реки. Напор воды на верховую перемычку достигал сотни тысяч тонн. Кое-где разгулявшиеся под весенними ветрами волны вырывали из перемычки куски... То с грохотом валилась земляная глыба, то вода выгрызала несколько камней. Страшна каждая щелочка там, где течет вода! Ей только дай просочиться, не уследи, не усмотри, и за считанные минуты может погибнуть труд тысяч людей... И потому круглые сутки не прекращалось движение машин, нагруженных камнями, и потому копры не уставая, забивали все новые шпунтины. И без устали трудились земснаряды, намывая и намывая грунт на ослабленные места. Не было покоя и в котловане, куда просачивались грунтовые воды и мешали его углублению, подтачивая его стены изнутри. Сто мощных насосов работали на дне котлована, а сколько еще механических устройств было призвано им на помощь! Вода в реке все прибывала и прибывала... Вот уж она заплескалась у самого края верховой перемычки... Перемычка выдержала успешно и этот тяжелый бой. Подошло время строительства главных объектов гидроузла. Бетой, укладка бетона, кубометры бетона... Сколько миллионов кубов, «кубиков» бетона поглотили сооружения гидроузла! У правого берега шли полным ходом работы по строительству станции, у левого занимались устройством шлюзов. Бетонное дно глубокого шлюза напоминало огромное ущелье. Где-то там, на высоте пяти- или шестиэтажного дома, был его верхний край. Очень ярким и синим, казалось со дна «ущелья» далекое небо... Целый караван судов сможет поместиться в камере каждого шлюза, и один из них будет опускаться, тот, что пойдет вниз по реке, а второй, который уйдет «кверху», будет подниматься в камере шлюза. Огромны створки ворот шлюза. Высота каждой — 22 м, толщина — более метра, вес —350 т. Наполнение камеры шлюза займет всего лишь несколько минут. Весна 1955 г. Близится срок, перекрытия Волги. Уже право- и левобережные перемычки оставили всего 350 м открытой воды. И в этом прорыве Волга мчалась с огромной скоростью, так что идущие вверх по течению суда напрягали все свои силы, чтобы преодолеть участок стремнины. Много различных подготовительных сложных и трудоемких работ необходимо произвести, прежде чем можно будет приступить к одному из самых ответственных моментов — к перекрытию. Сначала предстояло затопить котлован на правом берегу, где находилось здание ГЭС. Для этого разобрали часть нижней перемычки — вода вливалась в него более спокойно, чем, если бы ее пустили сверху. Прошло двое суток к тому времени, когда уровень воды в котловане сравнялся с уровнем Волги. Теперь можно разбирать и верховую перемычку. Водам Волги открылся проход под зданием ГЭС, а после этого можно проводить перекрытие. Перекрытие реки. Сколько стоит за этими двумя словами! Обуздать Волгу в ее среднем течении, где в оставленном ей пока что проране проходит около 20 тыс. м³ воды в секунду! И по мере сужения прорана будет проходить все больше и больше воды и скорость течения, когда-то не превышавшая два с половиной — три километра в час, возрастет в 15—20 раз! Волга превратится в бешеный горный поток. Останови-ка его! Итак, - котлован заполнен водой, перемычки, ограждавшие его, разобраны, берега Волги соединены прочным наплавным мостом. На берегу заготовлены горы - многотонных пирамид, куски бетона, камни... Колонны нагруженных автомашин выстроились, ожидая сигнала. Девять часов утра. Перекрытие началось! Сотни людей собрались по обоим берегам реки. Машины, из кузовов которых торчат острые вершины каменных пирамид, выходят на мост медленно, со скоростью пешехода движутся по нему. Каждая машина разворачивается на указанном ей месте. Подвигается задним ходом к краю моста и... в бешеный поток полетели каменные глыбы. Они скрываются под водой, а она мчится все так же яростно, все так же быстро. Еще и еще... Кажется, никогда не остановится поток, сдвигающий запросто такие вот пирамиды. Но вот над водой показалась острая «голова». Громогласное «ура!» пронеслось над Волгой. За первой головой поднялась еще одна, и за ней следующая. Бешеные, белые от иены струи обтекают пирамиду, но уже не могут сдвинуть ее с места. За шесть часов в воду было сброшено 7800 м³ камня и бетонных пирамид. Все больше и больше островков появляется над поверхностью воды. Между плотно осевшими глыбами насыпают более мелкий материал. А затем уже по верху новорожденной плотины идут машины и насыпают грунт — спустя считанные часы после перекрытия через Волгу пройдет автомобильная дорога. Опустилась темнота. Вспыхнули сияющие глаза прожекторов. Только на рассвете были сброшены в Волгу последние кубометры камня. Перекрытие продолжалось 19 часов 45 минут. А куда же пошли волжские воды? Большая часть — под здание гидростанции, остальная — через раскрытые шлюзы. 29 декабря 1955 г. в 17 часов 18 минут первый гидроагрегат Волжской ГЭС имени В. И. Ленина дал промышленный ток. С 1957 г. гидроэлектростанция работает на полную мощность. По широкому автомобильному шоссе, проходящему через плотину ГЭС, можно отправиться на левый берег Волги, где на месте ушедшего под воду небольшого городка Ставрополя на берегу нового моря вырос новый город Тольятти — город автомобилестроителей. Уже далеко за пределы нашей страны умчались быстроходные легковые машины с маркой этого завода. И город, и завод продолжают расти. Кроме автозавода, в Тольятти находится крупнейший в Европе завод синтетического каучука, азотнотуковый и другие крупные заводы. "Реки нашей страны" Автор Г.Е. Ганейзер 1975 г. |