|
Канал имени МосквыКанал имени Москвы строился в 1932 — 1937 гг. Это было одно из крупнейших гидротехнических сооружений первых пятилеток. Канал был жизненно необходим Москве: Волга дала воду разросшемуся городу, глубоководный путь открыл бесперебойную дорогу грузам, идущим в столицу, из нее и через нее, намного сокращая расстояния между Москвой, Ленинградом и городами Поволжья. Канал был одной из важнейших частей грандиозного плана превращения Москвы в порт пяти морей... Чтобы проделать путешествие от Волги до Москвы-реки, судам надо преодолеть длинную лестницу. Сначала нужно подняться по пяти ступеням-шлюзам на 38 м. Тогда суда окажутся на наиболее высоком водораздельном участке (высота 162 м над уровнем моря). Подъем воды из нижних бьефов в верхние производится мощными насосными станциями. На водораздельном участке — несколько крупных водохранилищ: Химкинское, Клязьминское, Икшинское и другие. Они заполнили долины небольших прежде речек. Расположенные среди лесистых холмов Смоленской и Московской возвышенностей с прихотливыми очертаниями берегов они придали этому району неповторимую красоту. Какие чудесные путешествия можно совершить по берегам озер и по самим озерам! Какие прекрасные леса, грибные и ягодные, раскинулись на Волго-Московском междуречье! На южном, Московском склоне канала вода из шлюза в шлюз проходит самотеком. Миновав четыре шлюза и подходя к Москве, суда окажутся на 42 м ниже водораздельного участка. На канале имени Москвы работают 8 гидроэлектростанций, из которых наиболее мощная — Иваньковская. Благодаря каналу река Москва стала полноводной, а жители столицы хорошо обеспечены водой. "Реки нашей страны" Автор Г.Е. Ганейзер 1975 г. |