• Главная

  • Самые большие реки мира



  • Волга

  • Волго-Балтийский канал

    У Калинина в Волгу слева, впадает небольшая река Тверда, знаменитая тем, что от нее начинался первый в России Вышневолоцкий канал, заменивший волок и соединивший Волгу с Балтийским морем. Путь этот был долог и неудобен, но, тем не менее, служил многие годы, особенно велика его роль была до начала XIX в., когда вступила в строй Мариинская водная система.

    ...В 1956 г. начались, а с 1960 г. развернулись на полную мощность работы по капитальной реконструкции старой Мариинки. Многошлюзному узкому каналу не под силу стало справляться с быстро растущими перевозками, с тысячами и миллионами тонн грузов, необходимых бурно развивающейся промышленности страны. Канал должен был «вырасти» вглубь и вширь.

    Новый водный путь частично проложен по старому руслу Мариинки, частично проходит по целине.

    Огромны работы, произведенные для его постройки. Десятками миллионов измеряются кубометры вынутого грунта, сотнями тысяч — кубометры уложенного бетона! Оползни, грунтовые воды, бесконечные болота, отсутствие подъездных путей — все это усложнило работу. Большую помощь и тут оказала старушка Мариинка, по которой непрерывным потоком шли грузы для рождающегося богатыря.

    Мощные механизмы встали на строительство канала. Бульдозеры, экскаваторы, скреперы. Могучие подъемные краны тянули длинные шеи, бережно подхватывали тяжелые плиты, несли и так же бережно опускали на новое место. Маленькие деревянные шлюзы заменяли железобетонными гигантами. За 37 шлюзов Мариинки работают всего 7 шлюзов нового канала с гордым именем «Волго-Балт»... В 1964 г. по Волго-Балтийскому каналу прошли первые суда из Волги в Ладожское озеро, из Москвы в Ленинград. 11 декабря 1964 г. Волго-Балтийскому водному пути было присвоено имя В. И. Ленина.

    Начало Волго-Балтийского водного пути — та же Шексна. После образования Рыбинского водохранилища она стала намного короче и впадает в него около Череповца. И город Череповец, называемый нередко городом металлургов и Северной Магниткой, очень вырос.

    На выходе из Рыбинского водохранилища, в бывшем русле Шексны, в 59 км от города Череповца, находится плотина, в теле которой скрыта гидроэлектростанция, самая мощная на канале.

    На заполнение огромного шлюза уходят считанные минуты. Впереди — длинный путь по Волго-Балту. Где-то глубоко под толщей воды лежат русла и своенравной Вытегры, и прихотливо извилистой Шексны, и тихоструйной Ковжи.

    На волжском склоне находится всего один шлюз № 7 (Череповецкий), поднимающий (или опускающий) суда на 13 м. На Балтийском — шесть шлюзов, расположенных в четырех гидроузлах: Пахомовском, Новинковском, Белоусовском и Вытегорском.

    Наиболее сложен Новинковский гидроузел, включивший в себя лестницу из трех шлюзов. Они стоят в холмистой местности, и путь воды огородили дамбами и валами. Между шлюзами разлились озера-водохранилища с причудливыми очертаниями — вода заполнила все, даже незначительные понижения, и проникла во все овраги и балочки. По склонам холмов, то опускаясь до самой воды, то взбегая к вершинам, зеленеют леса.

    Шесть шлюзов-гигантов Балтийского склона поднимают суда, идущие к Волге, на высоту 119 м над уровнем Невы.

    Современный шлюз — сложное гидротехническое сооружение. Сколько разнообразных приборов и механизмов включены в систему его работы! Как тяжелы его могучие щиты, выдерживающие напор многометровой толщи воды, и с какой быстротой и легкостью, повинуясь едва заметным движениям пальцев операторов, открываются и закрываются эти махины! Как не вспомнить тут шлюзы Мариинки с их воротками, в которые для облегчения своего труда рабочие шлюза вставляли обычную оглоблю.

    Один из шлюзов Мариинской системы сохранен в неприкосновенности: он стал музейным экспонатом Вытегорского краеведческого музея.

    "Реки нашей страны" Автор Г.Е. Ганейзер 1975 г.