|
Вышневолоцкий каналВышневолоцкий канал — путь из Волги в Балтийское море. В одном из указов Петр Первый писал: «Надумали мы главнейшие реки во империи нашей в одно водяное тело сплотить». Отсутствие сообщений задерживало торговлю и развитие промышленной жизни страны, В устье Невы рос молодой стольный город Петербург; в центре Русской равнины находилась Москва, связанная обширной торговлей не только с городами России, но и с многими зарубежными городами. До начала XVII в. Тверда и Цна (Калининская область), впадающая в озеро Мстино, относящееся к бассейну Балтийского моря, были соединены волоком длиной около 12 км. Волок — значит, перегрузки товаров, задержки, потери... А путь этот был одним из самых оживленных. Грузы шли в оба конца. В самом начале XVIII в., в 1703— 1709 гг., на месте волока под руководством голландских мастеров был прорыт канал. Однако действовал он плохо. По каналу в год проходило не более 2 тыс. т груза, и через десять лет он был перестроен талантливым русским инженером -гидротехником М. И. Сердюковым, выходцем из крепостных крестьян, к которому весьма благоволил Петр. По предложению Сердюкова, к основному каналу были проведены три дополнительных для питания его водой, устроена плотина, шлюз и водохранилище. Канал стал многоводным, а город Вышний Волочок сделался центром разнообразной торговли и промышленности, в значительной степени связанной с обслуживанием канала. Вышневолоцкий канал соединил реку Тверцу с озером Мстино. Затем водный путь продолжался по вытекающей из озера реке Мете до озера Ильмень, из него — по реке Волхову до Ладожского озера, а из него — в Неву и Петербург. Несмотря па усовершенствования, произведенные Сердюковым, канал, как и весь водный путь, не мог пропустить все возрастающий поток грузов. В 50-х годах XVIII в. были улучшены условия судоходства по Тверце; на Мсте расчищены Боровицкие пороги близ города Боровичи, и, наконец, был прорыт обходной Сиверсов канал, соединивший Мсту прямо с Волховом, что позволило судам не заходить в озеро Ильмень. Большим недостатком Вышневолоцкого водного пути было «одностороннее» движение. Суда по нему могли продвигаться только вниз по течению рек, в сторону Петербурга. Обратному пути мешали порожистые участки и маловодность. Но все же по сравнению с первыми годами работы канала его грузооборот увеличился в 100 раз. В своей широко известной книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев писал: «Не мало увеселительным был для меня зрелищем Вышневолоцкий канал с барками, наполненными хлебом и другими товарами, погруженными, приготовленными к прохождению сквозь шлюзы для дальнейшего следования в Петербург». В 1851 г. было окончено строительство железной дороги, соединившей Москву и Петербург, а еще через два десятилетия железнодорожный путь от Рыбинска на Бологое. С железными дорогами Вышневолоцкий водный путь конкурировать не мог, система начала приходить в упадок. Однако для небольших местных перевозок Вышневолоцкая система сохранила свое значение и сейчас. Используется она и для сплава леса. Шли годы. Росли города, возрастали размеры торговли и перевозок различных грузов. Вышневолоцкий путь уже не справлялся с непосильной нагрузкой. В помощь ему в начале XIX в. были сооружены Тихвинский и Мариинский каналы. "Реки нашей страны" Автор Г.Е. Ганейзер 1975 г. |