Тихий океан и Японское море

  • Главная

  • Тихий океан

  • Японское море

  • Порты Японского моря.

    Японское море имеет исключительно важное транспортное значение для нашей страны. На его берегах заканчивается великая транссибирская железнодорожная магистраль и берут начало морские пути на советский Дальний Восток, в Арктику, страны Восточной Азии, Северной и Южной Америки и другие части света.

    Японское море по условиям навигации выгодно отличается от Охотского и Берингова морей. Прежде всего оно наименее ледовито и имеет несколько незамерзающих портов: Находку, Невельск, Холмск. Практически к незамерзающим портам можно отнести и Владивосток, так как вблизи него море не замерзает, а в бухте Золотой Рог навигация в зимнее время поддерживается с помощью портовых ледоколов. Эти обстоятельства обусловливают огромное транспортное значение Японского моря. На его берегах находятся крупные порты, имеющие обширное путевое, складское и холодильное хозяйство.

    Самый крупный порт советского Приморья — Владивосток (свыше 200 тыс. жителей). Он расположен на живописных берегах залива Петра Великого, на южном конце полуострова Муравьева-Амурского. Восточная часть города занимает берега глубокой и закрытой от ветров и волнения бухты Золотой Рог — одной из лучших в мире, а западная часть — берег Уссурийского залива.

    Владивосток — важнейший перевалочный пункт и оживленная пассажирская транзитная база, откуда сот- ни тысяч тонн грузов и десятки тысяч пассажиров направляются в порты Японского, Охотского, Берингова морей, в Арктику и за границу.

    Владивосток — база рыбопромыслового и китобойного флота. Каждый год весной Владивосток покидают две советские китобойные флотилии: «Алеут» и 2-я Дальневосточная, поставляющие стране тысячи тонн китового жира. На Владивосток базируется и крупнейшая в мире флотилия плавучих краболовных заводов во главе со своим лидером — «Всеволодом Сибирцевым». На ее долю приходится около 1/2 мировой добычи крабов.

    Владивосток крупным промышленным центром стал в годы советской власти. До революции в нем насчитывалось 57 предприятий, большей частью мелких. Наиболее крупными были — судоремонтный завод, судостроительные мастерские, рисоочистительный завод. Сейчас в городе насчитывается более 200 промышленных предприятий, из них многие союзного и республиканского значения. В нем построен один из самых больших холодильников в СССР, сильно расширены и механизированы судоверфи и плавучие доки.

    Владивосток — крупнейший культурный центр не только Приморского края, но и всего советского Даль- него Востока. В городе имеются Университет, институты: рыбной промышленности, политехнический, высшее мореходное училище, техникумы и ремесленные училища; из научно-исследовательских учреждений — филиал Академии наук СССР, Тихоокеанский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), Дальневосточный научно-исследовательский гидрометеорологический институт.

    Второй по своему экономическому значению порт Приморья — Находка — город краевого подчинения. Раскинулся он красивым амфитеатром на берегу залива Америка. Железной дорогой через Сучан связан с Владивостоком. Значение Находки как порта возрастает с каждым годом. В некоторых отношениях Находка имеет преимущества перед Владивостоком. Уже у входных мысов в залив Америка расстилается никогда незамерзающая часть Японского моря. В самом же порту льды значительно слабее, чем во Владивостоке. В Находке развита промышленность, обслуживающая судоходство и нужды местного населения.

    В северной части моря, на берегах Татарского пролива, разместились три крупных города: Советская Гавань, Александровск-на-Сахалине и Холмск.

    Советская Гавань (город краевого подчинения в Хабаровском крае) состоит из нескольких обособленных поселков, расположенных вдоль берегов одноименного залива. Значение города сильно возросло с постройкой железной дороги Комсомольск-на-Амуре — бухта Ванино. В городе развиты деревообрабатывающая и рыбная промышленность, имеются различные предприятия местной промышленности.

    Александровск-на-Сахалине и Холмск — города областного подчинения в Сахалинской области, важные порты и центры рыбной промышленности. Близ Александровска добывается каменный уголь. В городе развиты промышленность стройматериалов и пищевая. Имеется несколько техникумов, ремесленных училищ и общеобразовательных школ.

    В Холмске работает ряд предприятий рыбной промышленности, созданы леспромхоз, целлюлозно-бумажный комбинат, пивоваренный завод и другие; открыты мореходное училище и несколько общеобразовательных школ. На советском побережье Японского моря за годы советской власти выросли города: Углегорск, Лесогорск, Невельск, Горнозаводск и поселки городского типа (Ильинский, Чехов, Терней, Тетюхе, Ольга) — центры рыбной и горнодобывающей промышленности.

    На берегах Кореи и Японии много крупных городов с населением более 100 тыс. жителей. Это японские порты: Отару, Акита, Ниигата и корейские: Вонсан, Хыннам, Чхончжин (Сейсин) и Ким Чак (Сончжинь).

     

    Ю.В. Истошин "Японское море" 1959 г.

    Сайт создан в системе uCoz