• Главная

  • Самые большие реки мира



  • Волга

  • Мариинская водная система

    Наибольшее значение из старых водных путей с Волги к берегам Балтики имела Мариинская водная система. Мариинка, как ее называли, была задумана, как и Вышневолоцкий канал, Петром Первым. Петр сам приезжал в район будущего строительства, и в память об этом близ села Старо-Петровское был воздвигнут высокий гранитный обелиск с блестящим золотым шаром на верхушке. От местных крестьян Петр узнал о существовании волока из реки Вытегры на Ковжу, по которому посуху перетаскивали на лошадях грузы из одной речной системы в другую. Этот волок и был намечен местом будущего канала.

    Строительство Мариинского канала было начато лишь в 1799 г. Мариинская водная система строилась 11 лет, и ее торжественное открытие состоялось 21 июля 1810 г. В то время появление такого крупного канала стало событием не только для России, но и для всей Европы.

    Примерно через полвека после начала работы Мариинской водной системы на ней появились суда с паровой тягой, чего не было ни на одной другой водной системе. Возросли и грузоподъемность судов, и количество перевозимых грузов; по Мариинке перевозили до 500 тыс. т грузов в год, тогда как по Вышневолоцкой — не более 250 тыс., а по Тихвинской проходило всего несколько десятков тысяч тонн.

    Путь по Мариинской водной системе со стороны Волги начинался из города Череповца, расположенного на берегу реки Шексны, впадавшей в Волгу у Рыбинска. Шексна была удивительно извилистой рекой, и ее серебристая струйка издали или при взгляде сверху напоминала змейку. Шексна вытекает из Белого озера; в верхнем течении на восток от нее отходит небольшой Северо-Двинский канал, соединивший бассейн Волги и бассейн Северной Двины.

    Продвижение вверх по Шексне было трудным и медленным. Одних порогов насчитывали на ней более десятка. Бурлаки, тянувшие вверх по Шексне груженые баржи, дали многим порогам не очень лестные имена. Был тут порог «Свинья», «Болтун», «Бесповоротный», «Змеинец»... А уж мелей и не перечесть. Чтобы переправить тяжелую баржу через очередной порог, применяли такую «систему»: по дну реки прокладывали крепкую цепь; специальный буксирный пароходик — туер, медленно продвигаясь, набирая цепь на стоящий на нем барабан, тащил за собой баржу. С кормы туера цепь снова сбрасывалась на дно реки...

    В конце XIX в. на порожистых участках Шексны были построены три шлюза, что позволило значительно поднять уровень воды. В начале нашего века построили еще два шлюза, а затем, уже в годы гражданской войны, - три.

    Движение речных судов существенно затрудняли бурные воды Белого и Онежского озер, и вдоль их берегов были построены обходные каналы — Белозерский и Онежский.

    Перед входом в обходной канал Белого озера пароход дам предстояло миновать шлюз с красивым названием «Чайка». Однако эта «Чайка» причиняла капитанам судов и особенно плотогонам много хлопот. Длинные плоты не могли уместиться в шлюзе, и их приходилось разбивать на несколько частей, а после прохода шлюза снова соединять.

    Мариинская система служила почти полтора столетия. Ее деревянные шлюзы неоднократно ремонтировали, их подновляли и удлиняли, но... по-прежнему они оставались узкими и могли принимать лишь небольшие суда. Открывались и закрывались шлюзы механизмами, но сами механизмы приводились в действие вручную; водой наполнялись они очень медленно.

    Между реками Вытегрой и Ковжей было 37 шлюзов, а на одном из участков канала длиной 16 км, называемом Девятинским перекопом, — 21 шлюз! Можно себе представить, сколько времени требовалось судам, чтобы миновать этот участок. Девятинский шлюз находился там, где Вытегра устремляется в узкое известняковое ущелье. Судам по нему было пройти невозможно. И вот часть реки отвели в искусственное русло, также заключенное в глубокие берега, но с несравненно более спокойным течением.

    Вытегра — река быстрая, непохожая на спокойную, темноводную Ковжу. На всем пути к Онежскому озеру в ней встречаются быстрины, а водоспуски около шлюзов даже напоминают маленькие водопады! А кругом — все леса и леса, то строевых сосен, то темного ельника...

    ...В 1956 г. начались, а с 1960 г. развернулись на полную мощность работы по капитальной реконструкции старой Мариинки. Многошлюзному узкому каналу не под силу стало справляться с быстро растущими перевозками, с тысячами и миллионами тонн грузов, необходимых бурно развивающейся промышленности страны. Канал должен был «вырасти» вглубь и вширь.

    Новый водный путь частично проложен по старому руслу Мариинки, частично проходит по целине.

    Огромны работы, произведенные для его постройки. Десятками миллионов измеряются кубометры вынутого грунта, сотнями тысяч — кубометры уложенного бетона! Оползни, грунтовые воды, бесконечные болота, отсутствие подъездных путей — все это усложнило работу. Большую помощь и тут оказала старушка Мариинка, по которой непрерывным потоком шли грузы для рождающегося богатыря.

    Мощные механизмы встали на строительство канала. Бульдозеры, экскаваторы, скреперы. Могучие подъемные краны тянули длинные шеи, бережно подхватывали тяжелые плиты, несли и так же бережно опускали на новое место. Маленькие деревянные шлюзы заменяли железобетонными гигантами. За 37 шлюзов Мариинки работают всего 7 шлюзов нового канала с гордым именем «Волго-Балт»... В 1964 г. по Волго-Балту прошли первые суда из Волги в Ладожское озеро, из Москвы в Ленинград. 11 декабря 1964 г. Волго-Балтийскому водному пути было присвоено имя В. И. Ленина.

    "Реки нашей страны" Автор Г.Е. Ганейзер 1975 г.